Попросил меня Кузьмичев
высказать мнение специалиста по этикетке и упаковке. И не просто так, а по
поводу всеми любимой (разве Богдан что-нибудь возразит) "Отвертки". Поняла
я, что сколько я ее ни пила, никогда к ней не присматривалась, несмотря на
профлюбопытство - не до того было. Просьбы Кузьмичева отклонять не в моих
правилах - а значит, купила я на последние деньги ее, родимой, и села
писать эссе...
Кампай, и поехали!
Дизайн "Отвертки" лично у меня
вызывает умиление - простенько, ярко и цепляет. Почему простенько? Потому
что ребята не напрягались - вот апельсин из клипарта, вот побитый шрифт
(наверняка прокатит!), вот пидорские губки, символизирующие некую
сексуальность... Цветовая гамма тоже не настораживает - "Отвертка" очень
дешевый в производстве напиток - всего четыре цвета (желтый, оранжевый,
черный и запечатка фона белым), и все стандартные. Заказчику объяснено,
что _такая_ банка на полке не потеряется, да и апельсиновость напитка
отражена в полной мере. Далее - дело техники и Фотошопа. Берем Halftone
screening и получаем суровую побитость общего рисунка, так замечательно
сочетающуюся с основным шрифтом. До этого момента все шло хорошо.
Но
тут явственно встал вопрос - а что делать с остающимся местом? Апельсины
на полбанки тянуть - моветон, губки - заказчик не поймет... И тогда ребята
решили выкрутиться за счет типографики. Молодцы! Это прекрасное решение,
но при одном условии - знании законов типографики. А здесь-то по
обыкновению и прокалывается большая часть работников рекламы и
промдизайна. Что сделали наши дизайнеры? Они нафигачили в одну небольшую
упаковку десять фонтов. К сведению, считается нормой останавливаться на
двух разных шрифтах или хотя бы использовать разные начертания одной
гарнитуры. Чтобы смело забивать на это правило, надо быть или совершенно
зеленым новичком, или монстром, проработавшим в отрасли не менее двадцати
лет. Итак, на банке:
- основной шрифт Hermes Rough или его клон (им
написана ОТВЕРТКА и SCREWDRIVER, причем разного кегля, т.е. размера и как
Бог на душу положит закерненного) - раз;
- второстепенный шрифт, очень
похожий на FuturisXC - им выполнены все надписи типа Алк. 8,9% об.
-
третьестепенный шрифт PragmaticaC, оформивший ТТХ данного напитка;
-
адрес написан четвертым шрифтом, совершенно неуместным FreeSetC Bold;
-
единственный раз на банке попадается пятый шрифтец - российский клон
хорошего шрифта Europe - им написано слово "вкус";
- "Перед
употреблением взбалтывать" - шестой шрифт, FuturisCondensedC;
- на
штрихкоде седьмой;
- на значке росстандарта - PragmaticaCondensed Bold
- восемь;
- "Вечный драйв" и его английский аналог написан
замечательным дизайнерским шрифтом Black Grotesk, стилизованным под конец
20-х годов;
- и последний, десятый фонт, понтовый Herold, используется
в логотипе производителя.
Не всякий монстр решится на такое! Можно
простить даже пидорские губки (хотя Кузьмичев будет возражать), но не
это... Десять шрифтов + клипартовские апельсины + губки, выдернутые из
очередного порнодиска с Горбушки, а вдобавок кретинские надписи по всей
банке = дизайн слабоалкогольного напитка "Отвертка", столь уважаемого в
нашей общей компании. Не сказать, чтобы я не видела ничего более дурацкого
в своей жизни, но и премий за промдизайн этой банке никогда не
отхватить.
Отдельного рассмотрения заслуживает логотип компании
"Спасо-Бородинские воды" и торговой марки "Бородино", но это отдельная
песня - о стилистическом единстве всего, что производит и поставляет
указанная компания. Впрочем, в России еще долго будет продолжаться
тенденция заказывать разные упаковки у разных дизайнеров - так, по мнению
заказчика, дешевле. В итоге всегда получится "здесь играть, здесь не
играть, а здесь рыбу заворачивали"... Впрочем, ворчи не ворчи - "Отвертка"
производится и будет производиться такой, к которой мы привыкли. И дай
Бог, не улучшится.
И за что мы ее только любим?! Вкус гадостный. Дизайн
отвратительный. Пищевод сожженный! Я начинаю понимать нашего любителя рома
- все, что угодно, только не "Отвертка"! Но пьем же? И никто еще не умер,
хотя попытки были. И вовсе не от плохого дизайна, прошу
заметить.
Подведем итоги. Откровенные минусы дизайна - количество
шрифтов, клипартовские изображения, грубый фотошопный фильтр, кретинские
надписи. К композе придираться не будем - технологически это единственно
возможный выход, при таком-то качестве и способе печати.
Напоследок,
пользуясь неким авторитетом в области рекламы и промышленной графики,
замечу - сАЭршЭннА не в упаковке дело. За редким исключением, чем дороже
этикетка-упаковка и расходы на рекламу, тем менее ценен продукт. В
"Отвертке" же все находится в гармонии, согласно давнему стандарту WYSIWYG
- что видишь, то и получишь. Если на упаковке пидорские губки, странно
было бы ожидать 40-градусного пойла; в свою очередь, осино-шмелиная
раскраска банки не оставляет надежды на нежный вкус содержимого. Все
правильно! А десять фонтов - так, для прикола... Должно же в банке быть
что-то интригующее!
С тем выставим "Отвертке" 7 баллов по 12-балльной
шкале за дизайн и успокоимся.
Все равно, кроме Кузьмичева и Михи, все
выкидывают банки сразу после распития.
"Отвертка" уже символ, а значит
- классика. А на классику наезжать - последнее дело. Кампай!